Урок технологии в 6 классе 9 ноября 2020 года

Тема урока  "Соединение брусков из  древесины".

Цель урока: изучить технологию соединения брусков из древесины.
 
1. Изучите материал.

В 5 классе вы уже соединяли бруски с помощью гвоздей или шурупов, положив бруски один на другой. Однако часто мри изготовлении мебели или в строительстве требуется соединить бруски так, чтобы толщина соединения была не больше толщины соединяемых брусков. 
Эти соединения называют соединениями внакладку (впол-дерева). Они могут быть ступенчатыми (рис. 8, а, б, г) или соединениями врезкой (рис. 8, в, д-ж). Соединения брусков могут выполняться как по длине (см. рис. 8, а, д), так и под прямым углом (см. рис. 8, б, г, е, ж). Т акие соединения применяют при изготовлении рамок, оконных и дверных блоков, столов, стульев, ящиков и т. д. 

Рис. 8. Соединения брусков: а — прямое с прямым стыком; б, г — угловое с прямым стыком; в, ж — крестовое; д — простой накладной замок; е — тавровое внакладку; 1 — детали подготовлены к соединению; 2 — детали соединены между собой.

Толщина получаемого изделия может быть равна толщине соединяемых деталей (см. рис. 8, a-в) или быть немного больше (см. рис. 8, д). Возможно также соединение деталей разной толщины (см. рис. 8, е)у где толщина соединения равна толщине наиболее толстой детали. Подобным образом соединены вертикальные планки с полками (см. рис. 6, б).

Технология получения концевого ступенчатого соединения деталей, показанного на рисунке 8, б, состоит в следующем. Соединяемые бруски складывают вместе и выполняют разметку, оставляя припуск 2...3 мм от торца брусков (рис. 9, а). Рейсмус настраивают с помощью линейки таким образом, чтобы расстояние от торца колодки до острия иглы было равно половине толщины бруска. Далее проводят продольные линии на кромках и торцах (рис. 9, б) и помечают вырезаемые участки.

Рис. 9. Разметка брусков для концевого ступенчатого соединения под прямым углом: а — поперечная с помощью угольника; б — продольная рейсмусом

Затем пилой с мелкими зубьями выпиливают эти куски древесины на обоих брусках, оставляя нетронутыми разметочные линии (рис. 10, а, б). После этого выравнивают полученные поверхности стамеской и зачищают напильником с крупной насечкой (рис. 10, в, г). При зачистке постоянно прикладывают выпиленные ступени двух брусков друг к другу, пока толщина соединения не станет равна толщине бруска. 

Рис. 10. Обработка брусков для ступенчатого соединения: а — продольное запиливание; 6 — поперечное запиливание; в — выравнивание выпиленной ступени; г — зачистка ступени напильником

Подготовленные бруски соединяют с помощью клея. Для повышения прочности соединения бруски скрепляют шурупами или с помощью одного или двух шкантов — небольших деревянных цилиндрических стержней диаметром 6...8 мм. Для этого складывают бруски вместе точно под прямым углом, скрепляют их струбциной. После этого сверлят отверстие необходимого диаметра иод шкант одновременно в двух деталях, чтобы соединение было точным (рис. 11, а). Затем смазывают стыки брусков клеем, забивают в отверстие смазанный клеем шкант (рис. 11, б). Затем ещё раз проверяют перпендикулярность соединённых брусков с помощью угольника и сжимают соединение брусков струбциной, используя подкладные дощечки (рис. 11, в).

Рис. 11. Технология ступенчатого углового соединения брусков: а — сверление отверстия под шкант: 1 — сверло; 2 — бруски; 3 — струбцина; 6 — установка шканта в отверстие: 1 — бруски; 2 — молоток; 3 — шкант; в — сжатие брусков в струбцине: 1 — бруски: 2 — подкладные дощечки; 3 — струбцина; г — отпиливание припусков: 1 — бруски: 2 — пила: 3 — припуск

После того как клей высохнет, припуски отрезают ножовкой вровень с кромкой брусков и зачищают торцы напильником и шлифовальной шкуркой (рис. 11, г).

При изготовлении крестового соединения врезкой (папри-мер, см. рис. 6, е) брусок размечают, кладут его на верстак и пилой делают запилы (прорези) до разметки через каждые 10...15 мм (рис. 12, а).

Рис. 12. Технология выполнения врезки для крестового соединения: а — запиливание прорезей: 1 — верстак: 2 — брусок-заготовка; 3 — прорези; 4 — пила; 6 — отсекание надрезанных участков врезки: 1 — верстак; 2 — брусок; 3 — врезка; 4 — стамеска; 5 — молоток; в — выравнивание плоскости врезки: 1 — брусок: 2 — стамеска: 3 — верстак; 4 — врезка; 5 — задний зажим

Затем лишнюю древесину удаляют стамеской: вначале делают надрез, нанося лёгкие удары молотком по стамеске с одной кромки бруска, и затем отсекают надрезанный участок сильными ударами молотка с другой стороны бруска (рис. 12, б).

Далее стамеской выравнивают плоскость врезки (рис. 12, в) и зачищают её напильником, не выходя за линию разметки. То же самое проделывают и со вторым бруском. После этого оба бруска складывают вместе и проверяют, не возвышается ли плоскость одного бруска над плоскостью другого. Если такое наблюдается, то плоскости врезок обрабатывают дополнительно стамеской и напильником до тех пор, пока толщина соединения не станет равна толщине бруска.

Правила безопасной работы. 

  1. Перед обработкой необходимо правильно и надёжно закрепить заготовки на верстаке.
  2. Во время пиления нельзя держать левую руку близко к полотну пилы.
  3. Соблюдать осторожность при работе со стамеской. Передавать её следует только ручкой вперёд.
  4. Сверло в патроне дрели должно быть закреплено без перекосов.
  5. По окончании работы стружку с крышки верстака удалять только специальной щёткой.
  6. После работы с клеем тщательно вымыть руки с мылом.

Новые слова и понятия запишите в тетрадь.

Соединение внакладку (вполдерева): ступенчатое, соединение врезкой; шкант.

2. Практическая работа.

Ответьте на один любой вопрос по выбору, ответ запишите в тетрадь и пришлите мне. 

  1. Чем отличается ступенчатое соединение от соединения врезкой?
  2. Что такое шкант и для какой цели его применяют?
  3. Для чего в угловом ступенчатом соединении на брусках оставляют припуск 2...3 мм по длине ступени?
  4. С какой целью плоскости ступеней и врезок обрабатывают стамеской и напильником? 

3. Домашнее задание: параграф 6.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Урок ИЗО в 7 классе 10 ноября 2020 года

Урок ИЗО в 7 классе 1 декабря 2020 года

Технология в 5 классе 26.02.2021 г.