ОПС в 9 классе 2 декабря 2020 года

 Тема: Профессиональные интересы, склонности, способности. Практическая работа.

Способствовать формированию представления об «интересах», «склонностях», «способностях».

1. Повторение материала. 

Сильным побудительным фактором, обусловливающим выбор про­фессии, являются интересы и склонности.

Интересы — это побуждения познавательного характера. Интересы обусловлены потребностями: духовными (потребность в познании и эстетическом наслаждении), общественными (потребность в труде, общении, общественной деятельности), материальными (потребность в одежде, питании, жилище). Люди, как правило, интересуются теми предметами и явлениями, которые привлекают их внимание и способны удовлетворить их потребности.

Профессиональный интерес — эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности.

Интересы различают:

  1. по содержанию (например, музыкальные, технические);
  2. по широте (широкие, т.е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет);
  3. по глубине (глубокие или поверхностные);
  4. по длительности (устойчивые или неустойчивые)

Пример: Если ученик, увлекающийся физикой, посещающий физический кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по проблемам физики с иностранного языка, которым он не владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый.

Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес.

Склонность — это нечто большее, чем просто познавательное побуждение. Это активное, сознательное, преобразующее отношение к чему-либо. Склонности проявляются в любых занятиях, направленных либо на усвоение разных знаний, либо на создание каких-либо вещей, предметов. Областью склонностей может быть любая возможная область приложения духовных или физических сил. Когда есть склонность, то предполагается и интерес.

Между интересами и склонностью много общего, но есть и различие. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: с удовольствием ходить каждый день в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, собирать их фотографии. Но самому при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино, т.е. не заниматься в кружке. Или мы знаем много любителей спорта, которые не пропускают ни одного спортивного состязания по телевизору или на стадионе, но не делают даже утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует. Интересы можно выразить формулой «Хочу знать», а склонность – «Хочу сделать».

Как правило, область интересов и склонностей совпадает. Проверить себя, узнать, к чему тебя тянет, можно только в деятельности.

Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Поэтому надо включаться в разные виды деятельности, не бояться менять увлечения, чтобы максимально раскрыть свои склонности до того, как наступит момент выбора профессии, ведь склонности развиваются вместе с соответ­ствующими способностями и выступают как компонент одаренности.

Профессиональная деятельность зависит от многих факторов и, прежде всего, — от способностей человека.

Способности — это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ему успех в деятельности. От уровня способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса приобретения знаний, умений и навыков. Следует отметить, что способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности (или нескольких деятельностей). Например, если человек хорошо различает и запоминает запахи, то это – способность, чрезвычайно важная в деятельности парфюмера, повара, химика, фармацевта, дегустатора. Способность прочно удерживать в памяти много цифр, букв, символов, и комбинировать их нужно математику, программисту и др. Особыми способностями должны обладать люди творческих профессий: художники, музыканты, артисты.

Физиологическими основами способностей являются задатки. Они даются человеку генетически, с рождения. Задатки выступают как исходный момент, предпосылка формирования и развития способностей. Они прояв­ляются и перерастают в способности различного уровня при взаимодейст­вии с окружающим миром, при обучении и воспитании, а также в активной творческой деятельности.

Успешность выполнения любой деятельности определяется не какой-либо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека и характеризующим его как личность.

2. Практическая работа. Выполни и результаты отправь учителю!

Пройди по ссылке и реши тест, который поможет вам с выбором карьерного пути. 

* в ответах можно выбрать только один, самый интересный и предпочтительный для вас вариант

https://proftest.netology.ru/

3. Домашнее задание: читать лекцию, тест.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Урок ИЗО в 7 классе 10 ноября 2020 года

Урок ИЗО в 7 классе 1 декабря 2020 года

Технология в 5 классе 26.02.2021 г.